Восточные единоборства - это целая наука, со своей историей и философией. В настоящее время увлечение единоборствами — скорее спортивный интерес, чем желание укрепить силу духа, познать истину и пребывать в гармонии с окружающим миром. Но первое не исключает второго, поэтому даже тот, кто рассматривает боевые искусства исключительно как современный вид спорта, все равно входит в непосредственный контакт с Древним Востоком.
Кимоно
Традиционная мужская и женская одежда японцев: прямокройный халат, запахивающийся слева направо и удерживаемый поясом. Первоосновой этого наряда были заимствованные на континенте (Китай, Корея, Монголия) и приспособленные к японскому климату и образу жизни образцы одежды. С приходом к власти в Японии воинского сословия из повседневной одежды исчезает излишняя роскошь и к XVII веку кимоно становится простой одеждой - как для мужчин, так и для женщин.
Кимоно оказалось универсальным костюмом не только для жизни, но и как нельзя лучше подходило для занятий единоборствами.
Всего в мире существует около 200 направлений восточных единоборств, каждое из которых предъявляет к кимоно свои требования.
Хакама
Это часть традиционного японского костюма самурая-всадника, представляющая собой широкие и длинные штаны из очень плотной ткани, в наше время использующаяся для занятия некоторыми боевыми искусствами, в том числе и Айкидо.
В различных додзе и клубах сегодня можно наблюдать очень разные подходы к тому, с какого уровня ученик получает право носить хакама, не редко это является лишь привилегией получивших 1-й Дан. Данная традиция пришла также из самой же Японии во время Второй мировой войны, когда пошив хакама стоил довольно дорого и ткань была в большом дефиците. Достигший первого дана считался уже достаточно посвятившим себя айкидо, чтобы не пожалеть средств для этой детали одежды.
Однако, основатель Айкидо О`Сенсей Морихей Уэсиба обязывал абсолютно всех учеников носить хакама с самой первой тренировки, даже тех, кто впервые ступил на татами, поскольку ги (которое у нас часто ошибочно называют кимоно) – изначально является всего лишь традиционной японской нижней одеждой.
Вот как об этом говорит в своей книге «Принципы Айкидо» ученик Основателя Мицугэ Саотомэ:
«В то время, когда я был учи деси у О Сенсея, каждый кто приходил на тренировки, был обязан надевать хакама с самого первого занятия. Я очень хорошо помню день, когда я забыл свою хакама. Я уже приготовился вступить на татами, будучи одетым лишь в доги, когда О Сенсей остановил меня.
— Где твоя хакама? — спросил он строго. С чего это ты решил, что можешь получать инструкции от своего учителя, будучи одетым в нижнее бельё? У тебя есть чувство приличия? Ты, очевидно, потерял чувство должного отношения и этикета, необходимых тому, кто стремится к занятиям будо. Иди сядь с краю и наблюдай за занятиями!
Это был лишь первый нагоняй из многих, которые я получил от О Сенсея. Однако мой поступок подтолкнул О сенсея к лекции о значении хакама, которую он провёл для своих учи деси после занятий. Он рассказал нам, что хакама была традиционным одеянием занимающихся кобудо, и спросил, знает ли кто-нибудь из нас, почему хакама имеет семь складок.
– Они символизируют семь добродетелей Будо, — сказал О Сенсей — Это дзин (доброжелательность), ги (честь или справедливость), рей (вежливость и этикет), чи (мудрость), син (искренность), чю (преданность) и ко (благочестие). Мы находим эти качества в уважаемых самураях прошлого. Хакама заставляет нас задуматься о природе истинного бусидо. Облачение в хакама символизирует традиции, передаваемые нам из поколения в поколение. Айкидо – порождение японского духа бусидо, и в наших занятиях мы должны стремиться к совершенствованию семи традиционных добродетелей.
Сейчас большинство додзе Айкидо не следуют строгой политике О Сенсея в отношении хакама. Ее значение исказилось. Хакама превратилась из символа традиционной добродетели в символ положения юданся. Я посетил множество додзе в разных странах. Во многих местах, где хакама надевают только юданся, они потеряли свою скромность. Они относятся к хакама, как к призу за видимые достижения, как к символу своего превосходства. Подобное отношение делает церемонию поклона О Сенсею, которым мы начинаем и заканчиваем каждое занятие, издевательством над его памятью и искусством.
Еще хуже, когда в некоторых додзе от женщин на уровне кю (и только от женщин) требуют надевать хакама якобы для того, чтобы защитить их скромность. Я считаю, что это оскорбление и дискриминация по отношению к женщинам-айкидокам. И я также считаю это оскорбительным для мужчин айкидок, потому что допускает низкий уровень мышления с их стороны, которому не место на татами Айкидо.
Я полагаю, что облачение в хакама и знание ее значения помогают ученикам сохранять дух О Сенсея и сохранять живым его видение… ».
Как надеть и сложить хакама
Поскольку додзё (зал, где проходят занятия) – место едва ли не священное, появляться там в грязном кимоно и мятой хакама не совсем прилично. Хакама, имеущую ярко выраженные символичные складки, после занятий нужно аккуратно складывать, чтобы сохранить эти складки в первозданном порядке.
Согласно древней традиции, которая кому-то может показаться дискриминацией по половому признаку, складывание одежды, в том числе и хакама, было уделом женщин, жен самураев. Приходя домой, самурай просто сбрасывал верхнюю одежду на пол со словами «Сверни это!» и утром получал ее в надлежащем виде. Сейчас этой традиции, наверное, мало кто придерживается.
Пояс
Пояс - этап жизни бойца. Как и в большинстве других видов боевых искусств, в айкидо существует традиционная система разрядов. Она включает в себя, как ученические степени — кю, так и мастерские — даны. Примерно оценить какой уровень у айкидоки можно по цвету его пояса. Последовательность смены цветов у поясов в айкидо может существенно отличаться в зависимости от стиля. Рассмотрим основные цвета поясов для традиционного направления Айкикай.
Белый - цвет снега, цвет рождения жизни, цвет начала нового года, цвет чистого листа, на котором еще только предстоит написать первые строки Айкидо. Белый пояс — пояс для начинающих заниматься Айкидо.
Желтый - цвет восходящего весеннего солнца, цвет утренней зари, цвет начала года и начала дня. Олицетворяет начало долгого пути, который еще только предстоит пройти ученику, он уже встал на правильную дорогу, солнце Айкидо осветило его своими лучами, но это только первые шаги.
Красный - цвет спелости плодов и зрелости знания, цвет осени — времени сбора урожая и подведения итогов. Обладатель красного пояса должен посмотреть на пройденный путь и определить новые цели и новые задачи.
Зеленый - цвет расцветающей природы, цвет лета. На этом уровне учитель видит, что в ученике уже прорастают посеянные зерна, но эти зерна еще очень маленькие и слабые. Ученик делает первые шаги в понимании и восприятия Айкидо и себя как единого целого.
Синий - цвет неба и морских глубин. Ученик, носящий этот пояс, задумывается о необъятности мира, непознаваемости всего Айкидо, осознает, что он частица целого. Обладатель синего пояса поднимается на новые высоты Айкидо и одновременно опускается в неизведанные глубины философии боевого искусства.
Коричневый - цвет древесного ствола. Несмотря на любые непогоды и ветры, это дерево крепко стоит своими корнями на земле — культуре и традициях Айкидо. Это накрепко связавший свою жизнь с Айкидо человек.
Черный - цвет мудрости. Черный цвет объединяет в себе все цвета спектра — он постиг все ступени Айкидо, прошел все стадии от белого до коричневого. Обладатель черного пояса — боец постигший технику, мораль, культуру и этикет Айкидо.